Московская городская конкурсная программа «Новые вершины». Фестиваль «В добрый час! – 2016». Конкурс театров кукол
Работать в жюри конкурса театров кукол в Театральном фестивале «В добрый час! - 2016», проходившем, как всегда, на Воробьевых горах, было на этот раз как-то особенно приятно и интересно. Основных причин тому три: первая – четкая организация показов, вторая – удачное составление программ каждого дня фестиваля, - это несомненная заслуга руководителей Театра Кукол ГБПОУ «Воробьевы горы» Елены Плотниковой, Ксении Прянишниковой и Елены Куниной. Третья причина – высокий уровень представленных на конкурс работ – заслуга всех руководителей театральных коллективов и, конечно, самих участников выступлений.
Вообще, практически все показы на конкурсе театров кукол носили характер приношения нашему любимому делу и друг другу. А когда люди готовят подарки друзьям, то делают это с приязнью и на совесть, то есть вкладывают в свои дары душу, ум, умение и старательность. Поэтому зрительская реакция на спектакли и концертные номера, а также оценки жюри были единодушными и очевидными. И всем хочется сказать: «Спасибо! Молодцы!»
Прямым приношением высокому искусству балета стала театральная миниатюра «Ты вечная, как чудное мгновенье!», посвященная великой русской балерине Екатерине Максимовой, поставленная театром «В гостях у сказки». Кукла Балерина была такой нежной, юной и изящной, какой была Екатерина Максимова во всех своих ролях.
Как и в спектакле «Маленький Принц» (того же театра), в этой миниатюре главное – любовь, нежность, память, верность и музыка. Чудная живая Балерина и мудрый Лис с влажными живыми и грустными глазами учат хранить память о тех, кто подарил нам свое сердце.
В нашу дружную фестивальную семью после недолгого отсутствия вернулся коллектив Театра кукол «Пятьдесят седьмой школы». Фрагмент из их спектакля «12 стульев» стал настоящим художественным событием конкурса – 2016. Удивительно то, что сменяются поколения юных артистов, постоянно обновляется репертуар (авторы от Шекспира до Ильфа и Петрова), но неизменна мощная энергия молодости, изобретательности и творческого энтузиазма, которая переполняет сценические произведения этого театра кукол и передается зрительному залу. Спектакль «12 стульев» изобилует находками. Вот лишь некоторые из них: совсем юный Остап Бендер – скорее «манипулятор ненароком», чем расчетливый «великий комбинатор». Его легкая самоуверенность напоминает мальчишески безответственную завиральность Хлестакова и делает образ главного героя смешнее и симпатичнее. Джазовая стилистика всего спектакля ассоциируется с фильмом-комедией «Веселые ребята» и не дает ослабнуть ни на минуту ритму действия. А каковы хищные старушки 2-го Дома Соцобеса! – пустые банки для сыпучих продуктов. А лукавый дворник Тихон, вороватый отец Федор, мадам Грицацуева и все прочие персонажи! – какое остроумие, находчивость, юмор! Все выступление Пятьдесят Седьмой – это щедрый подарок фестивалю.
Очень красивые миниатюры показали «Волшебники» из Краснознаменска. В концертном номере «Во поле березонька стояла» удивительным образом сочетается лиризм девичьего танца с неожиданными постановочными трюками и находками.
Безусловно необычайно самобытны и производят сильное впечатление на зрителей концертные номера театра-студии «Забава». Мы увидели два номера: «Дом, дерево, сын» и «Крестики-нолики». Поражает слаженность и четкость работы исполнителей в этих технически непростых постановках, наполненных глубоким этическим смыслом, когда малейшее нарушение траектории движений актера влечет за собой разрушение визуального образа, а за ним и философского смысла.
О добросовестной, техничной и точной актерской работе можно говорить, характеризуя почти всех участников.
Ну вот хотя бы детский коллектив «Сказка» из города Балашихи. Их спектакль «Таинственный гиппопотам» - это образец классического детского театра кукол. Здесь все на высоте: сценическая речь (четкая, выразительная, достаточно громкая), сценография (лаконичная, яркая и удобная для исполнителей), куклы, выполненные в гармонии с декорациями, само кукловождение и, наконец, выбор пьесы, рассчитанный на определенную детскую аудиторию. Хоть сейчас в гастрольный тур!
Театр кукол ГБПОУ «Воробьевы горы» показал на фестивале два больших спектакля: «Царевич Ваня на Волке Сером» и «Солнечный цветок». Эти два спектакля объединяет высокий исполнительский уровень. А все знают, как сложно юным актерам поддерживать эту высоту на протяжении длительного времени, когда меняются сцены, когда у актера много «выходов», а иногда и не один образ. В спектаклях умно и талантливо организовано пространство, текст звучит в гармонии с музыкальным сопровождением. Оба спектакля поставлены по волшебным сказкам. В «Царевиче Ване» - русская народная сказка в основе, а в «Солнечном цветке» угадываются мотивы европейских сказок: немецких и французских. Но вот еще одно неожиданное достоинство: сказку-пьесу «Солнечный цветок» написала девочка Вероника Астафьева, которая была артисткой в своей же пьесе. Поразительно, как чутко этот юный драматург воплощает все законы волшебной сказки. А сказка – при всех вольностях фантазии автора – должна обязательно следовать этим законам, иначе волшебство будет утрачено, зритель разочарован, интерес к развитию действия утерян, урок добру молодцу не преподан. Вероника с блеском справилась с ролью сказочницы, а ее актерское присутствие на сцене позволяло ей «приглядывать» за воплощением собственных драматургических замыслов.
Кстати, в этом году в фестивальной программе много сказок. Это и приятно, и увлекательно, и дает волю художественному воображению, и придает уверенности в победе добра над злом.
Удивительную сказку показал детский музыкальный театр «Театрино» из Школы искусств им. С.Т. Рихтера. Они очень профессионально и очень весело сыграли и пропели сказку-оперу «Мышкин теремок», написанную композитором Александром Гречаниновым почти 100 лет назад. А кукольные персонажи сказки придали особую изысканность и трогательность опере. «Театрино» - дебютант нашего фестиваля, сразу взявший высшую планку по мастерству, оригинальности и театральной культуре.
Еще одна музыкальная сказка была показана детским театром кукол «Феникс» - «Волшебная песенка».
Сама пьеса-сказка, сценография, куклы и музыка постановки сочинены руководителем театра Еленой Борисовной Фокиной, а дети великолепно воплотили ее замыслы в легкой и изящной работе с куклами.
Был у нас в программе и спектакль на французском языке «Слоненок», где дети из школы № 1248 сыграли сказку Р.Киплинга «Почему у слоненка длинный хобот». Это тоже дебютанты и тоже успешные.
В этом году многие дети отмечены персональными наградами за высокий уровень актерского исполнения. Их более десяти.
Например, театральная миниатюра «Скворцы и дрозды» Учебного Театра Лицея №1557 вся построена на тонкостях актерской игры. И ребята очень ярко и проникновенно играют свои роли.
В нынешнем конкурсе мы, взрослые, не испытывали неловкости от беспомощности или боязни сцены у юных актеров. Их режиссеры и педагоги сделали все, чтобы все дети уверенно чувствовали себя каждый на своем месте и не теряли связи с партнерами, то есть работали дружно.
Большими «командными» работами стали постановки «Цирк» театра кукол «Трям» и «Кукольный цирк» театра кукол «Скоморошинка». Выступления этих театров полны детского веселья, искрятся изобретательностью и остроумием. Если бы не дружба совсем юных актеров, их взаимопомощь и скоординированность друг с другом, - ничего бы не вышло, и весь цирк просто бы рухнул – никакого веселья, никакой радости бы не получилось.
Есть такая английская песня «Sympathy», а в ней такой рефрен:
Симпатия – вот в чем нужда, мой друг.
Симпатия – вот все что нужно нам.
Думается, что наш фестиваль театров кукол, несмотря на конкурс, а стало быть, и конкуренцию, постоянно продуцирует это необходимое и столь поспешно уходящее из современной жизни чувство – симпатию. Останьтесь с нами Симпатия, Доброжелательность, Сочувствие и Способность Учиться друг у друга лучшему и прекрасному! А мы будем стараться не растерять вас во времени.