Пятая конференция театров моды в стенах Дворца на Воробьёвых горах
Только что завершилась пятая ежегодная городская конференция участников проектно-исследовательской деятельности по искусству костюма, и вот под впечатлением от этого мероприятия - проекта в рамках программы Дворца "Развитие одарённости" - хочется поделиться размышлениями о том, что из себя представляет детский театр моды сейчас, на что делать акцент при определении того, что же такое "инновации в образовании", какие приоритеты могут стать отправной точкой для нового, открытого, необходимого личности ребёнка и нашему обществу дополнительного художественного образования. Прежде всего - об открытости. Девочки (обучение начинается с начальной школы, и родители, как правило, влияют на выбор детьми дополнительных занятий, мальчиков очень редко можно встретить в детских театрах моды) приходят в театры моды прежде всего для того, чтобы научиться шить, украшать одежду, чтобы научиться её демонстрировать, обрести уверенность во время модного показа, исправить походку и многому другому, что непосредственно связано с имиджем девушки, с её внешним образом.
Но вот начинается обучение, и уже через
год оказывается, что дело не только в ремесле и не только в
артистических способностях, - но и в умении изучать Красоту, исследовать
ассоциативные ряды, возникающие при создании образа, в способности
погружаться в мир истории культуры, владеть, наконец новыми
информационными технологиями.
Театр моды становится для детей окном в мир культуры, историю, моду как
общественный феномен, в прошлое и будущее нашего государства - не
случайно так много тем проектных работ на конференциях по искусству
костюма связано с отечественной культурой, этапами её развития, с
национальным колоритом, с прогнозированием путей развития моды на основе
её исконных российских традиций.
Коллекции и изделия, создаваемые детьми, включают в себя то, что они
узнают во время экспедиций, наблюдая за связями между костюмом и
архитектурой, костюмом и литературой, костюмом и изобразительным
искусством.
Открытость этой образовательной системы лежит как в природе самого
искусства создания одежды (несомненно по сути концептуального, близкого
интеллектуальному исследованию), так и в способах овладения этим
искусством.
Так, например, в театре моды "Василиса", которым руководит один из
первых инициаторов проведения городских проектно-исследовательских
конференций Наталья Васильевна Воропаева, образовательной технология
имеет в целом устойчивый цикл реализации в течение каждого учебного
года:
Работа над эскизными проектами
создаваемой в этом учебном году коллекции костюма (поиск тем и
художественных решений, соотнесение с техническими и материальными
возможностями и т.д.)
Демонстрация и конкурс эскизных проектов, обсуждение, корректировка
Работа над созданием коллекции, технологический процесс
Работа над сценарием и сценическим воплощением показа коллекции
Показ коллекции и участие в ряде конкурсов различных уровней
Летние показы коллекции на выезде, знакомство с творчеством и зрительскими симпатиями в других городах России и за рубежом
Рефлексия по поводу развития и реализации творческого замысла, воплотившегося в созданной коллекции
Исследование семантики созданного и получившего оценку у зрителей произведения искусства костюма (коллекции)
Составление реферата и электронной демонстрации проекта исследовательской работы
Презентация в соответствии с
регламентом конференции своего проекта перед участниками осенней
городской конференции по искусству костюма.
Как видим, это процесс постоянного
взаимодействия с аудиторией, специалистами, узнаванием нового о
профессии, о других краях и о своём народе (экспедиции), о других видах
искусства, о себе самом (примеры интереснейшей рефлексии собственного
творчества можно во множестве найти среди детских работ, которые они
размещают в нашей информационной сети). Открытость и с точки зрения
вовлеченности других людей (родителей, сверстников, педагогов) в процесс
творчества, в то, что все могут увидеть его плоды.
Не только открытость системы, но и её технологичность и, видимо, это самое главное, междисциплинарность, опирающаяся на четкую и понятную воспитательную концепцию,
идеи общественной востребованности, идеи исследовательского и
уважительного отношения к родному языку и национальной культуре - всё
это характеризует современный театр моды как действительно инновационное
явление, как образовательный комплекс, сочетающий в себе наиболее
эффективные и востребованные формы художественного образования.
Члены
жюри конкурса проектно-исследовательских работ отмечали возрастающий
год от года уровень подготовки участников. Если поначалу дети делали
упор именно на свою коллекцию, изготовленное ими изделие, то в этом году
мы были свидетелями не только праздника Моды (а это всё-же был и праздник,
каковым должно быть любое мероприятие, любой проект в дополнительном
художественном образовании), но и участниками интереснейшего
исследовательского, образовательного действа.
В заключение хочется пожелать всем
участникам проектно-исследовательских конференций по искусству костюма: и
тем, кто пять лет назад впервые пришёл с подиума на трибуну и
продемонстрировал на экране презентацию своего проекта, и тем, кто еще
только делает первые шаги в театре моды - радости творчества и счастья
познания, уверенности в завтрашнем дне, свободы и любви!
Заведующий сектором
информационно-методического обеспечения центра художественного
образования МГДД(Ю)Т, член Координационного совета программы "Развитие
одаренности" Лебедь Николай Николаевич